Facebook- основан Марком Цукербергом | Бабушка зарабатывает в интернете

Facebook- основан Марком Цукербергом

В начале марта 2008г. журнал «Форбз» (Forbes) опубликовал ежегодный список миллиардеров мира.

Марк Цукерберг

Марк Цукерберг

785-е место занято 23-летним основателем Facebook Марком Цукербергом, владеющим $1,5 млрд. Кстати, самый молодой в истории миллиардер.

Не так давно общественность удивлялась, как можно описывать историю компании Google, которой всего 10 лет каких-то! Сегодня 10 лет уже слишком много. Facebook — этой компании 4 года, и она представляет собой главное открытие в сети интернет в XXI веке. Ведь именно с Facebook начался бум социальных сетей. Основатель компании Марк Цукерберг теперь владеет активами на 1 миллиард долларов. Ему всего 23 года.

У большинства людей в мире при слове «социальная сеть» тут же встает образ детища Марка Цукерберга — Facebook. В этом нет ничего удивительного, так как сегодня Facebook является самой популярной социальной сетью в мире. Так, недавно в сети зарегистрировался 120-миллионный пользователь.

Жизнь Марка Цукерберга похожа на голливудский сценарий. Вундеркинд основывает супертехнический проект еще будучи студентом одного из учебных заведений Лиги Плюща — Гарварда — и завоевывает бешеную популярность. Он бросает учебу, чтобы все время тратить на свое детище, его цель — переменить существующий мир. И он это сделал!

Его вклад в становление Интернета нового поколения, так называемого Web 2.0 признают даже недоброжелатели. «Что бы в конце концов ни случилось с Facebook, — подчеркивает американский аналитик Фред Вогельстин, — Цукерберг уже продемонстрировал силу своего влияния». Как когда-то Линус Торвальдс, открывший исходный код своей операционной системы Linux, Цукерберг сделал общедоступным интерфейс прикладных программ Facebook. Т.е. это позволяет любому пользователю Facebook привнести что-то свое в эту систему. Иначе говоря, его творение может стать операционной системой для других социальных сетей — новой суперсетью.

Facebook заработал в феврале 2004 года. И всего лишь в течение четырех лет обычный социальный портал университета стал любимым Интернет-адресом для миллионов зарегистрированных пользователей. Сейчас социальная сеть Facebook находится на втором месте по популярности, уступая только службе MySpace.

Марк родился 14 мая 1984 г. и вырос в зажиточном районе Нью-Йорка Доббз Ферри. Он был вторым из четырех детей и единственным сыном в интеллигентной семье стоматолога и психиатра.

Интерес к программированию у него проснулся едва ли не в начальной школе. Когда в шестом классе у Марка наконец появился компьютер, увлечение приняло характер творческой горячки. К девятому классу он сделал компьютерный вариант популярной тогда настольной игры «Риск».

Также еще в школе он вместе с другом написал программку для MP3-player Winamp, которая позволяла компьютеру анализировать музыкальные предпочтения пользователя и самостоятельно создавать плей-листы, идеально подходящие ему именно в данное время. После размещения программы в Интернете для свободного доступа Microsoft был готов заплатить за «музыкальную шкатулку» не менее двух миллионов долларов, но создатель уклонился от сделки под предлогом «не продается вдохновенье».

Удивительно, что при такой увлеченности Цукерберг находил время и для других занятий: прекрасно успевал по математике и естественным наукам. С энтузиазмом отдавался такому неординарному спорту, как фехтование. Погружался в античность — действие его «Риска» происходит во времена Древнего Рима — и изучал древние языки. Однажды три месяца школьных каникул провел в летней школе на курсах древнегреческого языка. Правда, передумал поступать на соответствующее отделение, но умение читать и писать на обоих классических языках сохранил. А в университете выбрал достаточно неожиданную, хотя и объяснимую дисциплину — психологию.

Университетская успеваемость была так себе: страсть к программированию отнимала слишком много времени. Порой подготовка к экзаменам требовала неординарных решений, как, например, в эпизоде с 500 картинами на курсе по истории искусства. До экзаменов оставалось два дня, и прочесть хоть что-то про каждое полотно было невозможно. Цукерберг быстренько создал сайт, на каждой странице которого поставил по картине, и попросил сокурсников высказаться по поводу произведений. «Через два часа, — вспоминает рационализатор, сравнивая себя с Томом Сойером, красящим забор при помощи коммерческой смекалки, — каждая картина обросла комментариями, и тот экзамен я сдал на отлично».

Хакер

Теперь о хакерстве. В Гарварде не было студенческой базы с фотографиями и информацией, хотя в других учебных заведениях так называемая «книга лиц» была вполне обычным делом. Идея была проста и естественна — расширить возможности студентов обмениваться информацией . Цукерберг обратился к руководству с предложением создать он-лайн версию лиц университета, но наверху все были непреклонны и приводили миллион причин, по которым «никак не могли собрать всю информацию».

Тогда Марк взломал университетскую базу данных и стал размещать на своем сайте фотографии студентов парами с призывом проголосовать, кто из двоих привлекательнее. За четыре часа на сайте побывало почти полтысячи пользователей. Разумеется, случился скандал и ресурс отрубили. Инициатора едва не исключили, заставив извиниться перед другими студентами. Те, однако, не чувствовали себя обиженными и требовали ресурс восстановить. Администрации пришлось уступить. Цукерберг вновь открыл свой сервис. За две недели там зарегистрировалась половина гарвардцев. Запросы пришли и из других вузов. К середине весны к одному из первых социальных порталов присоединились такие знатные вузы как Стэнфорд, Йель и другие.

Таким образом, 4 февраля 2004 года на свет появилась сеть Facebook. Правда, пока она функционировала только в пределах Гарварда. Некоторое время спустя регистрация была открыта для всех студентов и школьников. Главным условием было наличие почтового адреса в зоне edu, которое и свидетельствовало о принадлежности человека к образовательному сектору.

Надо сказать, что на первых порах такая тактика отлично сработала. Проект привлекал к себе внимание, но в это же время его аудитория была достаточно высокого качества. При регистрации нужно было заполнить подробный профиль, а кроме email-адреса в образовательной зоне edu создатели требовали добавить еще и свою настоящую фотографию. Все анкеты, в которых люди использовали аватары, удалялись.

Вскоре ресурс стал выходить за пределы образовательного сектора, набирая с каждым днем все большую и большую популярность. Цукерберг начал искать инвесторов. И нашел. Первые деньги Марк получил от одного из основателей компании PayPal Питера Тила, известного на всю Кремниевую долину. Сумма составила всего 500 тысяч долларов, но этих денег вполне хватало для ближайших целей Facebook. Проект начал стремительно развиваться. Не прошло и года после его основания, как социальной сетью пользовалось более 1 миллиона человек. Для развития проекта нужны были деньги, и они начали активно вливаться в Facebook. Сначала Accel Partners вкладывает в сеть 12,7 миллиона долларов, а затем Greylock Partners добавляет к этой сумме еще 27,5 миллиона.

К 2005 году Facebook была доступна для всех образовательных учреждений США. Цукерберг все еще полагал, что его проект является студенческой сетью, но интерес пользователей к Facebook рос в геометрической прогрессии. Тогда и было принято решение открыть проект для всех желающих. Началась эпидемия Facebook.

Главное, что сразу же привлекало пользователей в Facebook, так это ее основное отличие от других популярных сайтов, вроде того же LiveJornal. Они были в первую очередь заточены на то, чтобы сплотить вокруг себя аудиторию не знающую друг друга в реальной жизни, а Facebook был сделан для связи друг с другом реальных знакомых. Это было что-то новое.

Аудитория Facebook росла быстро, но о заработке с проекта долгое время даже не шло речи. Все ожидали, что основным инструментом должна стать контекстная реклама. Дело в том, что на Facebook каждый пользователь заполняет достаточно подробнуюобразу технического стартапа. Никакого дресс-кода, свободный рабочий день, основатель, перемещающийся в сандалиях — многие из этих вещей до сих пор актуально для Facebook. Правда, с тех пор как в компанию пришла Шэрил Сэнберг из Google, ситуация несколько изменилась. Дисциплина в компании стала намного строже. Facebook начинает превращаться из стартапа в корпорацию.

Технические нововведения и возможности для заработка

Последним прорывом Facebook стала разработка своего API, который позволили тысячам разработчиков по всему миру писать программы для социальной сети. Достаточно быстро проект стал обрастать небольшими приложениями разной степени полезности. Различные информеры, календари, органайзеры. Но главным стали небольшие игры, которые просто заполонили Facebook.

Интересно то, что многие разработчики уже заработали серьезные деньги, благодаря этой платформе. А Facebook в отличие от Apple (ситуация с iPhone) не берет с них никаких денег.

Что касается моделей заработка, то тут компания старается испробовать различные варианты.

Продажа рекламы — это далеко не все. Так, с некоторых пор в Facebook каждый участник сети может заказать другому совершенно реальный товар, который можно получить в обычном магазине. Это простой подарок, который можно подарить не отходят от кассы. Что для этого нужно? Оплатить товар, выбрать получателя. Тому придется специальный идентификатор, который он должен будет предъявить в одном из магазинов сотрудничающих с Facebook.

Еще одним интересным способом, с помощью которого Facebook зарабатывает деньги, являются платные группы для компаний. Вообще, многие фирмы с самого начала занимались созданием своих групп на Facebook, но потом администрация ресурса ввела ряд серьезный ограничений, которые осложнили взаимодействие аудитории группы с ее создателями. В частности, одним из этих ограничений стал лимит на 1200 сообщений в день, которые может рассылать администратор группы. А если в ней состоят миллионы? Тогда компании придется приобрести подписку на платную группу. Тут возможности чрезвычайно широки, отсутствуют многочисленные ограничения обычных групп и вообще все сделано для того, что компании могли продуктивно общаться с клиентами. Даже существуют возможность стилизации странички под свой фирменный стиль.

На сегодняшний день в Facebook работает порядка 230 спонсорских групп, которые приносят проекту 23 миллиона долларов в месяц. Среди компаний, которые организовали свои спонсорские группы особенно стоит выделить Apple, Nike, Victoria’s Secret.

Текущая ситуация

Сейчас компания Марка Цукерберга занимается тем, что старается занять серьезные позиции за пределами США. Здесь Facebook столкнулась с такой проблемой, как многочисленные клоны самой себя. Например, некоторое время назад появилась версия Facebook на русском языке, но вот популярности особой она не испытывает, так как здесь правит бал «В Контакте». В некоторых ситуациях руководство Facebook уже подавало в суд на свои клоны.

В любом случае на данный момент проект Марка Цукерберга является одним из самых значимых ресурсов в сети интернет. Очевидно, что бум на социальные сети рано или поздно пройдет, но Facebook снижение популярности не грозит. Это цельный проект, который прочно вошел в жизнь людей по всему миру. Он просто станет такой же нормой, как и телефон, которая есть, но ее никто не замечает. Так как к этому все давно привыкли.

Сколько стоит Facebook?

Сколько стоит Марк Цукерберг? Над этим вопросом бьются лучшие инвестиционные умы США. Оценки выставляются по принципу «кто больше». Число пользователей Facebook растет стремительно. Компанию штурмуют инвесторы и рекламодатели. Сначала Viacom предлагал за портал 750 миллионов долларов. В 2006 году Yahoo! давал уже миллиард. А недавно, как мы уже отмечали, Forbes оценил состояние Цукерберга в 1,5 миллиарда долларов и поместил его на 785-е место в самом свежем списке богатейших людей. Некоторые же эксперты оценивают компанию Цукерберга в 3 миллиарда долларов. Кто больше?

Питер Тил, один из первых инвесторов Facebook, считает, что портал стоит около 8 миллиардов. Впрочем, это лишь оценки, а вот в прошлом году Microsoft реально приобрел 1,6 процента Facebook и права на размещение своей рекламы на этом ресурсе до 2011 года за 246 миллионов долларов. Другими словами, гуру компьютерного бизнеса Билл Гейтс допускает, что компания Цукерберга стоит 15 миллиардов! Примерно во столько же оценивается медиаконцерн CBS.

Ясность может внести только выход Facebook на биржу, но Марк Цукерберг не торопится: «Я еще не сделал все, что хотел».

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki

5 комментариев

  1. Екатерина:

    Очень познавательная статья про цубергебрга!

  2. Екатерина:

    да, просто надо быть как они)) или подражать)) или же стараться найти свою нишу

  3. Михаил:

    Мне очень понравился фильм «Социальная сеть» про историю создания Facebook. После этого фильма я нашел школу StartUp))). 

  4. Александр:

    Спасибо, за такую вдохновляющую историю!!!!

  5. Nadulik:

    Согласна с Александром, история вдохновляет на подвиги! И фильм «социальная сеть» очень интересный.

Комментировать